30 октября — особенный день. День памяти жертв политических репрессий в России — напоминание нам о трагических страницах в истории страны, когда тысячи людей были необоснованно подвергнуты репрессиям, обвинены в преступлениях, отправлены в исправительно-трудовые лагеря, в ссылку и на спецпоселения, лишены жизни.
Нравственные и физические мучения коснулись не только самих репрессированных, но и их родных и близких
— отцов, матерей, жен, детей. Клеймо «враг народа» легло на безвинных людей и целые семьи.
В эту волну репрессий попала и семья Бутаковой (Таборских) Раисы Васильевны из Лопхарей. Трудно было ей вспоминать национальную трагедию, зло, жестокость, беззаконие, которые перенесли её родные.
Дедушка и бабушка Раисы Васильевны, Таборских Афанасий Иванович и Мария Николаевна, проживали на хуторе Беляевка, деревня Белово Уйского уезда Челябинской области. Они воспитывали шестерых детей: троих сыновей и трёх дочерей. Один из сыновей (отец Раисы Васильевны) с женой Анной Яковлевной и маленьким сыном Ванечкой жил вместе с родителями.
Супруга Василия Афанасьевича была из казачьего рода, её отец Вандышев Яков Андреевич был главой станицы Уйская.
Семья Таборских была из зажиточных крестьян. Много трудились, жили в достатке, имели домашний скот, необходимый сельскохозяйственный инвентарь, большой дом и различные постройки. Поля были у них огромные, сеяли рожь, лён, пшеницу, выращивали различные овощи: картофель морковь, свеклу, горох. Батраков не держали, сами справлялись с хозяйством.
Когда в 1930 году по стране покатилась волна репрессий, Таборских также посчитали кулаками. У них забрали всё и выслали на Север. В чём были, в том и посадили на подводы детей и взрослых, повезли на станцию Миасс (ныне город Миасс Челябинской области). Там погрузили в вагоны, в которых перевозили скот, и повезли в Тюмень.
— Как они ехали, словами не передать,
— рассказывает Раиса Васильевна. — Была зима, людям не позволили даже взять тёплой одежды. Из еды были только сухари. Люди умирали от голода и холода. Почти на каждой станции выгружали умерших.
В Тюмени снова всех посадили на подводы и повезли в Тобольск. Там у Василия Афанасьевича и Анны Яковлевны умер восьмимесячный сын.
— Мама вспоминала, что дорога была очень трудной, — продолжает Раиса Бутакова. — Много умирало и детей, и взрослых. Бывало, в день закапывали по 30 гробов.
Когда в Тобольске ушёл лёд, сосланных посадили на баржи и вслед за льдом повезли на Север. По дороге высаживали людей в каждом населённом
пункте. Так родители Раисы Васильевны оказались в Питляре Шурышкарского района. Сначала жили в палатке, а потом в небольшом бараке с другими семьями.
Переселенцы заготавливали лес для бараков, корчевали пни, изготавливали кирпич-сырец, работали на рыбодо-быче, разрабатывали поля, разводили скот в колхозе. Многие болели цингой, умирали. Дети рождались слабыми, болезненными. У семьи Василия Афанасьевича и Анны Яковлевны Таборских родилось 8 детей, но четверо из них умерли в младенчестве. Выжили только Николай (1934 года рождения), Ан-тонида (1940), Александр (1943) и Раиса (1946).
Постепенно переселенцы сами стали заводить коров, овец, около бараков разрабатывали огороды под картофель, косили сено, заготавливали силос. На колхозных полях сажали картофель, капусту, репу, турнепс. Появились у них и парники, где выращивали огурцы.
Родители Раисы Васильевны работали на лесозаготовках, на покосе, на рыбодобыче, корчевали, строили. Анна Яковлевна работала дояркой в колхозе, возила сено, заготавливала торф и возила на поля. Когда началась война, Василия Афанасьевича не забрали на фронт, так как он был инвалидом (не было одного глаза). В военные годы его назначили заведующим фермой в Мелёксиме. Он сам и сено косил, и дрова заготавливал, и скот лечил.
— Мама всегда говорила, что в военное время жилось легче, чем в первый год жизни на Севере, — добавляет моя собеседница. — Потому как к тому времени семья уже обзавелась своим огородом, хозяйством. Несмотря на все трудности
и лишения, мама с папой никогда не жаловались на судьбу. Всё вытерпели, всё вынесли!
В Питляре Таборских прожили до 1964 года, а потом переехали в Шурышкары. За всю прожитую жизнь у них много грамот, так как они трудились добросовестно, честно. Василий Афанасьевич был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а Анна Яковлевна часто получала ценные подарки за добросовестный труд.
— Отец прожил 95 лет, — говорит Раиса Васильевна, — а мама умерла в 84 года. Сестра папы, Лидия Афанасьевна, работала со всеми наравне, не покладая рук. Ей сейчас идёт 99 год, в настоящее время она живёт в г.Лабытнанги.
Сколько надо было иметь мужества, терпения, стойкости, доброты, чтобы не падать духом, а крепко встать на ноги и честным трудом завоевать уважение окружающих людей, вырастить хороших детей.
Несправедливость и жестокость времени не сломили и не озлобили этих людей. Они достойно жили и продолжали идти по жизни, оставаясь преданными Родине и веря в светлое будущее.
Историю уже не исправить. Единственное, что остается нам — не забывать те страшные события, не забывать имена и судьбы, чтобы вновь такое не повторилось.
Душа коснулась крыльями меня
В ночь средь глухоты и безнадежья.
Простить?
Не знаю… Бог судья…
Забыть?
А вот забыть об этом невозможно.
П.А.Канева,
заведующая сельской
библиотекой с.Лопхари.
Фото из семейного архива
семьи Бутаковых.
22 октября 2016 года № 43
«Северная панорама». При использовании материалов
ссылка на «Северную панораму» обязательна.
Будьте первым, кто оставит комментарий!