Макар Иванович Лонгортов, житель села Овгорт, — один из тех ветеранов-оленеводов, кто знает почти всё о нелёгкой жизни кочевников во всех её тонкостях и особенностях. Более 30 лет он проработал оленеводом и сейчас в свои 78 лет не теряет бодрости и оптимизма. Иногда даже кажется, что Макар Иванович хоть сейчас готов махнуть на Урал.
Родился мой герой в 1938 году в деревне Несьюган, в семье рыбака-охотника Ивана Афанасьевича Лонгортова и Дарьи Ефимовны Пырысевой. Будучи старшим ребёнком в многодетной семье, быстро приучился к труду, во всём помогал отцу и матери. Окончил 5 классов школы-интерната.
— В школе учился хорошо, русским языком неплохо владел, в армии даже удивлялись, как смуглый национал из деревни так чисто говорит. Пошёл бы, может, дальше учиться, но приходилось помогать отцу. Он был у нас очень строгий, всех с утра на ноги поднимал, кого на плав везёт, нас на сетки отправляет, сёстры тоже рыбачили. Отец не захотел, чтобы я учился дальше, а так глядишь, мог бы стать большим начальником, — шутит Макар Иванович.
Летом Лонгортовы жили и рыбачили в Ляксимгорте, где у них был летний дом, а зимой переезжали на зимние жилища в Оволынгорт, откуда его отец и дяди выезжали на охоту в сторону Кем-Паш Несьюгана. Часто на калданке ездили в Мужи, Шурышкары.
В 1955 году Макар Лонгортов пошёл работать учеником пастуха в седьмую бригаду. Тогда на Сыне было пять оленбригад и осенью Макара приняли в колхоз «Верный путь», где и трудился пастухом до призыва в армию. До армии успел и жениться.
На мой вопрос как познакомился с будущей супругой, Зоей Никитичной Артанзеевой, с улыбкой отвечает:
— Да всё очень просто, родители за меня решили и женили, о любви речи не было, тогда ведь мнение молодых не учитывали. Противиться я не стал. Мне тогда всего 20 лет было. А через два года, в 1960 году, пошёл служить в армию.
И даже там пути оленевода, как маршруты касланий, были бескрайними. Служил Макар Лонгортов в железнодорожных войсках в городе Очаково. Их подразделение специализировалось на сопровождении военных грузов. За три года службы Макар объездил весь Союз и страны социалистического лагеря — от Владивостока до Варшавы. В армии он очень скучал по родным краям, всё переживал, как бы доехать домой и быстрей — в стада на Урал. В 1963 году демобилизовался, вернулся в Овгорт, а там его ждали печальные известия: их дом сгорел, отец и сестра погибли на пожаре. Пришлось заново начинать жить. Учиться далее было поздно -25 лет. Первое время рыбачил, а к весне двинулся на Урал с седьмой бригадой.
— На тот момент стадо насчитывало 1500 голов, — вспоминает Макар Иванович. — Позже я работал и в восьмой, и в шестой бригадах. Работали, как и сейчас работают оленеводы: каслание -просчёт — забой. Как и сейчас, сразу после отёла бригада переваливала через горы в Коми ССР. Только тогда мы больше оленины сдавали — по 300-400 голов из стада, в 6-ом стаде один раз даже до 600 голов на забой выходило, иногда сразу полстада на сдачу шло.
Со временем нам дали дом от совхоза, а в Оволынгорте я сам построил дом, и сейчас мы туда ездим ягоды собирать да рыбу ловить.
Постепенно Макар Иванович обзавёлся хозяйством, родились в семье дети: Светлана, Федосья, Вячеслав, Андрей.
— С продуктами дела обстояли крайне сложно, — вспоминает пенсионер, — денег почти не было. Ехали на Урал с пя-тидесятью рублями. У брата большая семья была — десять детей. Он брал один тазик с сахаром и один — с солью. Рыбы в деревнях набирали по пути: рыбаки-родственники помогали. За хлебом ездили в посёлок Епа, недалеко от станции Абезь. Это сейчас всё куда проще. Было бы здоровье, я хоть век бы ещё каслал за Урал. Сейчас с продуктами такого дефицита нет, как раньше, и деньги на кармане имеются. Живи да работай! Согласен, есть трудности, но ведь эта работа не для каждого, многим она просто не под силу. Она только для тех, у кого оленеводство в крови.
По словам оленевода, раньше была чёткая организация в управлении стада, все пастухи беспрекословно подчинялись бригадирам, многие были крепкими хозяйственниками. Выставляли группы оленеводов в верховьях Сыни, пока глубокий снег, чтобы не пустить оленей на Урал до прихода основного стада. Макар Иванович со Степаном Еприным однажды целый месяц находились около Евригорта.
— От каждого оленевода зависит, насколько у него послушное стадо, — продолжает рассуждать ветеран. — Управлять надо уметь, чтобы от графика не отстать, не сойти с маршрута, избежать разбега и смешения стад. Особо важно, чтобы у оленевода были обученные собаки, чтобы не только отгонять хищников, но и направлять стадо.
У Макара Лонгортова было четыре собаки. Некоторые были очень сообразительные: при переходе ручьёв вставали на полозья, чтобы не мочить вещи на нартах, а после спрыгивали. Одного из своих псов Макар Иванович прозвал «медвежатником». Как только медведь приближался к стаду, пёс без страха бежал на него, отгонял и шёл за ним, через день только возвращался. Если без ружей ещё как-то обходились, то без собаки было гораздо сложнее.
В начале 70-х годов прошлого века супруга Макара Ивановича тяжело заболела и умерла. Через несколько лет Лонгортов женился во второй раз — на
Екатерине Ивановне Сандриной, у них родились Татьяна и Дмитрий.
В 53 года оленевод оставил кочевой образ жизни по состоянию здоровья, стал рыбачить, ездил на лечение. Хорей стало тяжело держать, вот и на рыбалку переключился, объясняет пенсионер. Рыбачил в Азовской протоке, в лучшие времена за день тонну рыбы сдавать умудрялся.
Рыбаком легче трудиться, чем оленеводом, рассуждает ветеран. Но любовь к просторам Урала и оленям у Макара Ивановича не прошла.
Дети его давно выросли и разъехались, старшая Светлана уже на пенсии, младшая Татьяна работает на телевидении в Салехарде, Андрей живет в Тобольске, Дмитрий остался в Овгорте, работает в пожарной охране. У Макара Ивановича подрастают восемь внуков, летом они часто гостят у дедушки и бабушки. Сейчас пенсионер больше времени проводит в огороде, недавно новые нарты смастерил. Не забывает и рыбалку.
Недавно оленевод-рыбак получил благодарность от председателя Областной думы Сергея Корепанова — за многолетний добросовестный труд и в связи с празднованием Международного Дня коренных народов мира.
Доброго Вам здоровья, Макар Иванович, на долгие-долгие годы!
Вениамин Горяев.
Фото автора.
1 октября 2016 года № 40
«Северная панорама». При использовании материалов
ссылка на «Северную панораму» обязательна.
Будьте первым, кто оставит комментарий!