Welcome to ТЕСТЬ   Click to listen highlighted text! Welcome to ТЕСТЬ
Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Шурыш-кары — «роговой городок»

Last updated on 28 июля, 2020

Северная панорама

нашей истории строки

Шурыш-кары — «роговой городок»

К 315-летию села Шурышкары

Первые обитатели

На месте современного поселка Шурышкары когда-то произрастал огромный лесной массив. Кочевые оленеводы приезжали и устанавливали свои чумы под горой, у самой воды. Среди кочевых оленеводов выделялся род Максаровых. Среди оседлых первыми были рыбаки рода Кельчиных. По воспоминаниям, между родами была вражда, запрещалось родниться между собой, жениться или выходить замуж.

Кочевые группы постоянного поселения не образовали, но постепенно на месте временных стоянок возник поселок как постоянное место жительства. Произошло это предположительно в 1600-1650 годах. Если соотнести период возникновения поселка и основание городка Обдорск 1595 год, то напрашивается вывод, что в Шурышкарах стали селиться постоянно после установления стабильного движения в Обдорск и обратно, то есть после 1595 года, ориентировочно в 1600-1650 годах.

Поселение возникло с приходом сюда семьи коми-пермяков. Об этом свидетельствует название поселка Шурышкары, что в переводе с языка коми означает «роговой городок» («сюр»

— роговой, «кар» — город). Вместе с тем известно, что коми появились на севере уже в 14 веке. Отсюда логично было бы предположить, что возникновение поселка могло и, скорее всего, произошло значительно раньше, то есть в 15-16 веках.

Шурышкарские юрты

В 1708 году по реформе Петра 1 была образована Сибирская губерния с центром в городе Тобольске. В 1719 году ее огромная территория была разделена на три провинции — Тобольскую, Иркутскую, Енисейскую. Тобольская губерния состояла из семи воеводств, самое крупное из которых было Березовское. В 1804 году Березовский уезд был разделен на три комиссарства — Обдорское, Кондинское, Сургутское. В 1794 году была проведена перепись населения, согласно которой в Шурышкарских юртах проживало 156 жителей, было 14 хозяйств. Из них самое крупное хозяйство Максаровых состояло из 32 человек, Рандымовых — из 20, Емруевых -из 18 человек.

Общая же численность Обдорской волости в середине 17 века составляла 740 человек. В конце 18 века остяки были причислены к 12 городкам, в том числе к Обдорскому и Шурышкарскому.

Купец Плотников

Шло время, поселок обустраивался. На берегу реки разбивали свои чумы оленеводы. Появились здесь семьи русских, коми-пермяков. Зимой приезжали сюда купцы. Ездили они сначала на собаках, потом стали закупать оленей у оленеводов, а летом, как открывалась река, приходил пароход.

На пароходах привозили продукты, мануфактуру, взамен брали пушнину, рыбу. Торговлю вёл купец Плотников Михаил Данилович из Тобольска. Он занимался оптовой торговлей. Создал собственное пароходство из 100 пароходов, плававших в Нижнем Приобье, в частности, в Обдорск. Организовал первое в Западной Сибири предприятие по производству бумаги. Основал торговый дом «Плотников и сыновья», имевший агентства в Березове и Обдорске. В 1898 году открыл рыбоконсервную фабрику в Питлярских юртах и ее Обдорский филиал. Укомплектовал предприятие новейшим оборудованием из Швеции, что позволило преобразовать Обдорский филиал в самостоятельную рыбоконсервную фабрику, первую в крае. Ее производительность составляла 90 тысяч банок в год. Продукция фабрики неоднократно получала награды на международных выставках.

В Шурышкарах Плотников построил магазин, склады. (Ямал. Энциклопедия.)

Староверы и декабристы -так ли это?

Появились здесь и беженцы, по разным причинам покинувшие свои места проживания. Так, по рассказам старожилов, на островах Тохотгорт, Парысьгорт в землянках жили белоголовые люди, которые не ели рыбу. Многие из них умерли, а те, что выжили и приспособились, меняли иконы старого образца, которые они привезли с собой, на продукты питания. Вероятно, это были староверы, бежавшие из центра России после реформ Никона.

Сохранился в народе и рассказ о том, как после восстания декабристов со стороны Березово в Обдорск шёл обоз. В нем ехала княгиня со своей дочерью. В Шурышкарах заболевшая девочка умерла и была похоронена здесь. Место захоронения точно уже никто не знает, но вездесущие мальчишки, собирая сведения об этом событии, обнаружили полузасыпанную плиту на склоне холма кладбища. Наличие плиты указывало на явно не местное захоронение. Надписи на плите не сохранились.

Сегодня можно только предположить, что в обозе была одна из жен декабристов, последовавших за своими мужьями в места ссылок, но с уверенностью сказать и доказать это не представляется возможным.

Церковь в Шурышкарских юртах

О постройке церкви в Шурышкарских юртах в разных источниках указываются разные даты. Одна версия утверждает, что в 1855 году при архиепископе Василии по инициативе Аверия при Обдорской миссии был устроен молитвенный дом в юртах Шурышкарских. Согласно второму варианту в 1879 году в отчете священник-миссионер Симеон Карпов первым местом для устройства молитвенного дома указал на юрты Шурышка-рские. Были посланы листы для сбора добровольных пожертвований настоятелю Обдорской миссии игумену Аверкию (Аверию) и проживающему в Шурышкарских юртах мещанину Ивану Уженцеву. Большую лепту в строительство Шурышкарского молитвенного дома внес березовский купец Степан Окунев, передавший в дар Обдорской миссии для молитвенного дома деревянную баржу, пятьсот штук тесу и тысячу штук каленого кирпича. («Ямал. Грань веков и тысячелетий» Ю.Морозов. «Шурышкары: от памятников археологии до современности» А.Вальгамов).

Задолго до революции 1917 года приехали и поселились в Шурышкарах братья Коневы из Архангельской губернии. Это были мастеровые люди. Они-то и построили церковь в Шурышкарах в 1879-80 годах. Стояла она на горе, была бревенчатая, с тремя колоколами. При церкви был дьяк. В большие праздники в Шурышкары приезжали церковные служители из Тобольска, Салехарда. Молитвенный дом был освящен в честь святого Митрофана, епископа Воронежского, потому что в нем был установлен иконостас и престол от походной церкви Кондинской миссии, сооруженный в честь этого святого.

После событий 1917 года в церкви сделали амбар, где хранили картофель. В 1940-45 годах церковь разобрали, часть перенесли на новое место в центр поселка и собрали из остатков сруба клуб. Простоял он до 1973-75 годов, затем был разобран. Рядом с ним построили новый просторный клуб.

Продолжение в следующем номере.

Из статьи Валентины Паутонен «История с.Шурышкары», «Северная панорама» № 14 от 29 марта 2003 года.

30 июля 2016 года № 31


Северная панорама

«Северная панорама». При использовании материалов
ссылка на «Северную панораму» обязательна.


Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1940-2020©СЕВЕРНАЯ ПАНОРАМА Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу. Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 72-01224 от 16 марта 2015 г. Индекс 54344.
Click to listen highlighted text!