Welcome to ТЕСТЬ   Click to listen highlighted text! Welcome to ТЕСТЬ
Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Территория общения №10(93)

Северная панорама

вести с урока биологии

Первые шаги юных цветоводов

При появлении первого настоящего листа сеянцы пикируют
на расстоянии 5-7 см один от другого в горшочки

Растениеводство — это одно из самых приятных видов хобби жителей сельских поселений. После зимних морозов особенно хочется окунуться в прекрасную атмосферу цветов, овощных культур и других растений. Разумеется, можно восхищаться цветниками, которые посадил кто-то другой, но намного приятнее осознавать, что эту клумбу посадили именно вы своими руками.

Вот и в нашей школе под руководством учителя биологии Любови Дмитриевны Молчановой прошла посадка таких прекрасных цветов, как астры. Из-за того, что у астр очень длинный вегетационный период, учащиеся 6-7 классов нашей школы начинают заниматься посадкой рассады ещё в марте.

В этой статье вы можете узнать условия посадки астр рассадным способом.

Астра — одно из самых известных красивоцветущих однолетних растений.

Если вы сейчас побываете у нас в кабинете биологии, то обратите внимание, что рассада уже подросла и имеет ярко-зелёную окраску, значит все в порядке. А занимались мы этим с большим удовольствием, вкладывали частичку своей души и теплоты.

Занимались мы рассадой астр с большим удовольствием

Расцветут наши цветочки в июле на клумбах пришкольной территории и будут радовать глаз жителей села до глубокой осени.

Анастасия Дропка.

Фото из архива школы.

Условия посадки:


— При рассадном способе выращивания семена сеют в конце марта — начале апреля в ящики или непосредственно в грунт теплицы — в бороздки, присыпая
семена землей (0,5 см), поливают водой и накрывают бумагой или пленкой. Через 3-5 дней, когда появляются всходы, с ящиков снимают бумагу и ставят их
в светлое место, чтобы сеянцы не вытягивались.

— При появлении первого настоящего листа сеянцы пикируют на расстоянии 5-7 см один от другого в горшочки, ящик или в грунт теплицы, так как рассада
астры хорошо переносит пересадку даже с открытой корневой системой. Пикировка — это ощипывание главного корня, для того чтоб развивались боковые
корни у растения.

— Через неделю после пикировки начинают подкармливать рассаду (один раз в семь дней). В открытый грунт ее высаживают уже с середины мая, поскольку
растение это холодостойкое — может выносить заморозки до минус 3-4°С. Но мы в наших северных условиях будем высаживать наши цветочки только в июне.

— Место этих растений нужно выбирать светлое, ровное, чтобы вода при поливе и в дождливую погоду не застаивалась. Мы уже облюбовали место для высадки
астр.

— В почву вносят удобрения, но если почвы хорошо окультурены, богаты питательными веществами, то можно обойтись и без удобрений. Перед высадкой
рассаду обильно поливают, особенно если она выращивалась без горшочков. У нас рассада рассажена в коробочки из-под сока и молока.

— Высаживать растения лучше вечером на расстоянии 20-30 см (в зависимости от пышности и высоты сорта). Через 7-10 дней после высадки астры можно
подкормить комплексным удобрением и повторить подкормку через 3-4 недели. В засушливую погоду растения умеренно поливают.

прекрасное далёко

В этом
году Районная Дума объявляла для школьников конкурс сочинений под названием «Шурышкарский район в 2020 году». 16 ребят из Мужей, Шурышкар, Овгорта и
Питляра прислали свои размышления. 10 авторов были отмечены дипломами за 1, 2, 3 места. Некоторые работы мы предлагаем вашему вниманию.

Изменившийся счастливый Овгорт

Странно создан человек: ему всегда чего-то не хватает: искусства, воды, радости, солнца, тишины … А вот мечты всегда находят своё место в душе каждого человека. Мечтать нужно — без мечты нет жизни, счастья, удовольствия. Они, мечты, имеют свойство частенько сбываться.

Вот и я мечтаю о том, что после окончания школы (я пока учусь в 5 классе и мне всего 10 лет), закончу первый курс вуза, а затем, получив образование, вернусь в Овгорт, на мою малую родину. Что же я увижу в селе? Надеюсь, что меня всё поразит, очарует, и я останусь здесь.

По ровным дорожкам (заасфальтированным!) иду в школу. Не узнать родную альма-матер! Не только внешне изменилась она, но и сами ребята какие-то приветливые, радостновозбужденные. И понятно — заняты в цифровых лабораториях, ищут способы решения облагораживания района и села. И это прекрасно: мы и теперь хотим сделать наше село красивее, уютнее и привлекательнее.

Меня встречают незнакомые дети, я прошу их рассказать об изменениях. Они с удовольствием приглашают на экскурсию по селу.

Всё оно какое-то чистенькое, светленькое, как новорожденный цыплёнок! Что поражает, так это обилие цветов на улицах, приусадебных участках (нет лошадей, которые объедали раньше все насаждения, не путаются под ногами собаки). Чистота, водопровод с очищенной водой, огромные теплицы, сквозь пленку которых просвечивают огурцы, томаты. Рядами растёт картофель, сквозь зелень выглядывают стручки гороха. А у домов столько кабачков, капусты, что можно поставлять на продажу в окружную столицу. Всё радует меня! Сколько детей в Овгорте! И заняты вместе с родителями трудом: на сельских огородах, на приусадебных участках, на стройке детского городка (песочного, конечно!). А самих детских городков
— не площадок — множество. И все они красивы и заполнены детворой. Смех и радость всюду, значит, жизнь хороша.

Благодарю за экскурсию и иду домой. Вечереет. В реку садится солнце, но улицы не пустеют. Припоминаю, что в мою бытность не на всех столбах горели лампочки. А сегодня новая электростанция, гула которой не слышно, все улицы освещены ровным светом. Тени легли на дома, и я забываю о том, что я в селе: двухэтажные и трёхэтажные дома приглашают заглянуть на огонёк. Нет старых покосившихся домишек-лачуг. Мало места было в Овгорте для постройки добротных домов. Нашли же способ улучшить жизнь и вид села. И это произошло за несколько лет! Всё это сделано руками сельчан. Хочу здесь жить и работать!

Всем счастья, добра и мира! А мне — работы в Овгорте по сердцу и по призванию.

София Сибильская, 5 класс,

1-е место среди учащихся 5-8 классов.

«Притяжение сынской земли”

Время стремительно идёт вперед. Но иногда в суете повседневности хочется остановиться, помечтать, поразмышлять….

Наступает новое десятилетие третьего тысячелетия. А зима, как и раньше, верховодит, не сдает свои позиции и в век нанотехнологий. Может, она проверяет людей на прочность? Морозы крепчают, но северный народ не из робкого десятка, и вот, несмотря на сорокаградусный мороз, вертолет чартерного рейса совершает посадку на аэродроме родного Овгорта. Я встречаю свою любимую бабушку — уроженку Мужей, перешагнувшую 80-летний рубеж. Она не была на шурышка-рской земле с 2005 года. Прогуливаясь по поселку вместе, я, как коренной житель, взял на себя роль экскурсовода. Мы побывали на новой набережной, где в далеком детстве бабули причаливали «моторки», калданки. Идем дальше. Сверкает здание краеведческого музея — гордость Сыни, новое, двухэтажное, газифицированное. Но особой радостью засветились родные бабушкины глаза, когда подошли к небольшой деревянной церкви с куполом и звонницей, гармонично вписавшейся в таежный ландшафт. Узнала бабушка и о том, что на сельском погосте теперь есть часовенка. «Можно спокойно умирать на родной земле, но только в другой раз», — пошутила она. Рассуждая о прошлом и настоящем, не заметили, как оказались у зверофермы, возрожденной, снова действующей.

Многому удивлялась моя собеседница, выросшая в Овгорте и пронесшая в своем сердце через всю жизнь любовь к шурышкарско-му краю. Поразили её и люди, такие же приветливые, скромные, гостеприимные, как и много-много лет назад. Истинные северяне. А главное — на детских игровых площадках
резвится множество ребятни, и детсад уже не один, недавно торжественно открыли второй. Ну, а где есть дети, там есть и будущее.

Незаметно пролетела наша прогулка по застраивающемуся селу. Но эта долгожданная встреча на сынской земле родных людей совсем неслучайна. Эта встреча разных поколений, века XX и XXI. Встреча-притяжение прошлого и настоящего родного края, родных троп, родной северной земли, у которой, бесспорно, громадное будущее.

Красивы мне твои верховья,

Твои леса, твои поля!

И разноцветные селенья!

О Сынская земля моя!

Люблю тебя за доброту, за ласку,

За каждый день почти, как в сказке!

Роман Рочев, 9 класс,

1-е место среди учащихся 9-11 классов.

Вспомнить прошлое в будущем…

Я хочу, чтобы мое село оставалось селом, а не преобразилось в каменный бездушный город. Рай — это здесь, в моем селе, и пусть оно будет вечно райским уголком! Наступит тот день, что наш район снова будет богат рыбой, мясом, овощами. Богат веселой ребятней, которая будет встречать «плашкоуты» с рыбой и наблюдать, как работают настоящие мужчины на Оби; придумывать разные новые «кричалки» взлетающим вертолетам и самолетам: «Самолет-вертолет, унеси меня в полет. ; ходить в походы в ближайший лес, разводить костры и отмахиваться от надоедливых комаров. А как здорово зимой! Наши поселения будто под огромной снежной меховой шапкой: всюду ярко- белый снег, и его так много, что ослепляет глаза! Детям в радость: они строят землянки-штабы, катаются на лыжах, рубят дрова, убирают снег.

А я — профессиональный футболист, мое имя прославило мой Шурышкарский район. Я рад, что весь мир узнал о Шурышкарах благодаря мне, а обо мне — моим Шурышкарам, которые благословили меня на верный путь. Я открою фонд «Помощь детям-сиротам» и постараюсь, чтобы каждый ребенок села чувствовал мою поддержку. Это будет замечательно! Вспомнить прошлое в будущем.

Дмитрий Возелов, 8 класс,

2-е место среди учащихся 5-8 классов.

Моя малая Родина в 2020 году

Моя малая Родина. Шурышкарский район. Село Шурышкары. Что ждет вас, милые моему сердцу места, через много лет? Меня, как и многих односельчан, тревожит будущее моего района, родного села. Но в одном я уверен, что Шурышкарский район из года в год будет процветать, развиваться, преодолевая непреодолимые, на первый взгляд, трудности.

На дворе 2020 год.

Решена животрепещущая транспортная проблема района. Добраться до соседних сел и до столицы Ямала стало намного проще, потому что возведены мосты через реки, по которым мчатся скоростные поезда, проложена автомагистраль; современные вертолеты и самолеты беспрестанно совершают рейсы по территории района.

Наряду с традиционными источниками энергии в районе используются альтернативные: весной и летом — солнечные станции, зимой и осенью — ветровые установки. Опыт скандинавских стран пригодился и на Ямале.

Реки с чистой водой снова полны рыбой, и это результат всероссийской экологической программы «Мы за будущее!» Важнейшее достижение — отсутствие мусора в поселках и деревнях. Мусор стал товаром для перерабатывающих предприятий.

В районе завершилась газификация. Стоит ли объяснять, насколько удобней, проще стало отапливать дома, больницы, садики, школы.

В каждом селе построены спорткомплексы, школы искусств, школы с углубленным изучением предметов. Молодежь села, да и взрослое население, с удовольствием посещают разные спортивные секции, где тренерами работают настоящие профессионалы. Есть первые плоды труда школ искусств: на больших сценах столичных городов выступают шурышкарские артисты, проявляют свои таланты художники, живописцы, литераторы из моего родного района; известные биологи и химики

— уроженцы сел со знакомыми названиями: Питляр, Мужи, Восяхово.

Не забываются традиции предков. В каждом селе имеется краеведческий музей, куда в первую очередь стремятся попасть туристы, которых в последнее время становится все больше и больше.

Недалек тот час, когда район из дотационного превратится в прибыльный. И это будет результат неутомимого труженика села.

Нам есть к чему стремиться!

Андрей Озелов, 10 класс,

2-е место среди учащихся 9-11 классов.

доброе дело

Субботник с гитарой и костром

В День пионерии мужевские школьники и педагоги
решили совместить приятное с полезным

Дело сделано...

Такую идею — устроить субботник на поляне за Юганом в День пионерии — нам подала Татьяна Ивановна Паршукова, автор статьи «В гармонии с природой?». Вернее, она спросила, сможем ли?

— Сможем и организуем! — ответила я ей, -потому что рядом со мной работают замечательные люди, а в школе обучаются самые лучшие ученики, которым знакомо чувство долга, чести и достоинства.

Решение было принято: актив ученического самоуправления школы Ребячьей Республики «РИТМ» вместе со своими наставниками-учителями безоговорочно в День рождения пионерии организуют и проводят акцию по очистке прибрежной полосы р. Юган (район за бывшей зверофермой).

Погода была просто замечательная. 19 мая в моей памяти ассоциируется с обязательным пионерским костром, спортивными соревнованиями, конкурсами, помощи ветеранам, субботниками по сбору металлолома, макулатуры. В этот день было всегда тепло, и отдыхали юные пионеры весело и дружно. Работа на природе — это тоже отдых!

На нашу акцию откликнулись 25 педагогов и ученическое самоуправление. Сама Татьяна предупредила, что прийти не сможет: будет находиться в командировке…

Строем, с песней и речёвкой отправились к месту назначения! Но… увидев такое безобразие, молча, принялись за работу. Разбрелись по всему берегу, только успевали доставать заготовленные пакеты для мусора. Педагоги и дети трудились без устали. И правильно Татьяна написала в статье «.Красивая природа, чудесный чистый воздух дарили нам прекрасное настроение и заряд бодрости.».

можно и отдохнуть!

Все участники были поражены удивительной находкой, можно сказать, чудом природы, которое отыскал Александр Усольцев.

Ржавая банка, набитая стеклом, а в ней. проросшее семя маленького кедра. Жажда жизни! Скорее всего, упрек Человеку! Стыдно как-то стало. Есть такая притча: «Одну лягушку бросили в кастрюлю с горячей водой, она в шоке выпрыгнула и осталась жить. А другую — поместили в кастрюлю с теплой водой, которую поставили на медленный огонь. Она сварилась и погибла». Так мы как раз сейчас и находимся в этой кастрюльке на медленном огне!..

Дело сделано! Акция удалась! Светило яркое солнце, легкая ласковая рябь Югана, как бы благодарила нас всех за доброе дело. Легкий ветерок обдувал лица детей и взрослых. Природа-Матушка повернулась к нам! Мы были в гармонии с Природой!

Все участники акции расположились уютно у костра, доставали из своих рюкзачков походный паек. Григор Григорян всех удивил и угостил невообразимых размеров московским лавашем. Повар школьной столовой Александра Андреевна — пирожками с капустой и фруктами. А потом все дружно пели песни под гитару, танцевали, играли и шутили. И взрослые, и подростки получили большой заряд бодрости от сотрудничества, а главное -чувство гордости за сделанное дело. Всего в акции приняло участие 40 человек. Это мероприятие еще раз доказывает слова песни «Вы нам только шепните. Мы на помощь придем!».

Любовь Молчанова.

Фото предоставлено автором.

вести с урока биологии

История человечества неразрывно связана с историей
природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем
будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И
начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в
прочные убеждения.

Термин «экология» (от греч. oikos — дом, жилище и logos — наука) введён в 1866 Э. Геккелем, считавшим предметом исследования экологии связь живых
существ со средой.

Состояние окружающей среды во многом обусловливает здоровье человека. Проблемы социальной экологии учёные рассматривают как проблемы отношения
человека к человеку, человека к природе. Различные аспекты экологических знаний направлены на оптимизацию деятельности человека по использованию
природы, достижение гармонии отношений между обществом и природой. Решению этой задачи благоприятствует процесс экологизации всех областей науки,
производства, искусства, морали, права и образования.

На уроках биологии школьники анализируют не только проблемы экологии Планеты, но и экологические проблемы нашего села. Некоторые такие рассуждения
учащихся девятых классов мы предлагаем вашему вниманию.

«Река Обь, на берегу которой находится наше село, является водной транспортной магистралью. Вследствие чего в воду попадают не только бытовые отходы, но и бензин, мазут, не самые полезные вещества для всего живого. Всё это отрицательно влияет не только на обитателей водоёма, но и на здоровье жителей села. Ведь всем известно, что грязная вода сокращает продолжительность жизни человека в среднем на 6 лет. Стоит ли после этого факта задуматься о строительстве водоочистных сооружений. Думаю, стоит». (Алёна Усольцева).

«Я считаю, главная экологическая проблема села — наши котельные. В воздух выбрасывается сажа, копоть. И таким воздухом мы дышим, а некоторые дети дышат таким воздухом сразу после рождения, т.к. одна из котельных находится близ роддома, детского сада «Олененок» и стационара больницы. Необходимо решить эту проблему путём установки фильтров на дымогарных трубах. Ещё одна проблема в Мужах — большое количество автомобилей. Если учесть, что один автомобиль за год поглощает более 4 тонн кислорода, а человек всего 12 кг, то нетрудно рассчитать, что основными потребителями кислорода в селе являемся не мы, а автомобили. Кроме того, каждый автомобиль в среднем выбрасывает 800 кг углекислого газа, 40 кг оксидов азота, до 200 кг различных продуктов сгорания и 1 кг свинца. Все эти вещества оседают в грунт или растворяются в атмосферном воздухе. Даже растения не могут выжить в таких условиях. Замерив количество автомобилей, проходящих в течение часа по дорогам в разных участках села, можно сказать, что интенсивность движения возле школы и больницы ничуть не меньше, чем в других местах». (Вячеслав Завьялов).

«На мой взгляд, каждый из нас должен уважительно относиться к окружающей среде, и обязательно в селе нужны очистные сооружения». (Анна Остапова).

«Большая проблема в селе — это накопление бытовых отходов и их утилизация. При поджигании мусора на свалке попадает большое количество вредных веществ в атмосферу, почву, в воду». (Зоя Ребась).

«Из всех проблем села можно выделить проблему большого количества бездомных собак, гуляющих по улицам села. Собаки являются распространителями чумы и бешенства. Собираясь в стаи, они становятся очень опасны для человека. Поэтому, необходимо построить питомник для бездомных собак». (Лидия Ершова).

«Безответственные граждане села заводят собак, а потом оставляют их без присмотра. Каждый должен быть ответственным за своих питомцев, и должен, прежде всего, начинать с себя». (Ксения Липатникова).

Мы, школьники, призываем всех жителей беречь окружающую среду, животный и растительный мир, и тогда наше село станет краше, а здоровья у каждого прибавится на 100 лет!

Подготовила Любовь Молчанова Фото из архива «СП»

Северная панорама


Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1940-2020©СЕВЕРНАЯ ПАНОРАМА Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу. Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 72-01224 от 16 марта 2015 г. Индекс 54344.
Click to listen highlighted text!