Welcome to ТЕСТЬ   Click to listen highlighted text! Welcome to ТЕСТЬ
Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Культурное наследие предков

Last updated on 20 июля, 2020

день оленевода-2013

Северная панорамаКультурное наследие предков

Оленеводы хранят и чтят традиции предков не только в части жизненного уклада и спортивных премудростей, но и в культурном плане. Огромный многообразный пласт культурного наследия народа ханты сохранился до наших дней во многом благодаря оленеводам. Живущие вдали от цивилизации, имеющие довольно ограниченный круг общения, они строго соблюдают свои национальные обычаи и традиции. Да и как иначе, когда за этим пристально следит старшее поколение. С малых лет мамы, бабушки, тёти учат девочек шить, плести из бисера, вязать. У мужчин — своё ремесло. Они, главным образом, охотники, плотники, кормильцы, словом, хозяева-мастера.

Ежегодно проводимый в День оленевода конкурс национальной одежды и нарт «Наследие» призван выявить лучших мастериц и мастеров среди оленеводов. В этом году конкурс имел небывалый успех. В одном только конкурсе национальной одежды приняли участие 27 женщин и 16 мужчин. Вместе с родителями на сцену вышли и около 20 детей.

Пока конкурсанты прохаживались по сцене ведущие Дина Тарагупта и Лидия Егорова рассказали о каждом элементе женского, мужского и детского комплекта зимней одежды и обуви.

Так, к примеру, женщины ханты носят зимой двойную шубу (сах), подклад которой из меха, а верх из неблюя -шкуры молодого оленя. Женская обувь состоит из кисов и чижей. Различают пёстрые кисы (сальтом вай) и орнаментированные (ханшан вай). От мужских они отличаются узким мыском. Для подошвы берут шкуру с межкопытной части ноги оленя. Орнаментируется женская обувь сукном.

Особое внимание было уделено «ложным косам». Женщины вплетают в свои волосы верёвочки из цветной пряжи (сэв кел) и соединяют косы металлической цепочкой или бусами (охтос). В качестве головного убора ханты женщины предпочитают разноцветные шерстяные платки.

Детям шьют теплую красивую одежду. Ягушки и малицы мамы украшают сукном и бисером, пришивают колокольчики. По их звуку родители знают, где находится их ребёнок.

Комплект мужской национальной одежды состоит из малицы, гуся, пояса, кисов. Так как большую часть времени мужчины проводят в тундре, для них шьют теплую удобную одежду. В сильные морозы во время дальних касланий поверх малицы надевают «куващ» — глухая одежда из меха мехом наружу ниже колен с капюшоном без рукавиц. Подпоясываются оленеводы широким кожаным поясом (антоп кел) из кожи юфть, который застёгивается с помощью костяной или медной бляхи. Пояса бывают повседневные и праздничные. Слева на поясе нож в ножнах, справа — точильный камень в чехле, сзади — клык медведя, который служит оберегом от злых духов и приносит удачу в охоте.

Надо отметить, членам жюри — мастерам декоративно-прикладного творчества Марии Рочевой, Вере Родионовой и Галине Максимовой — было нелегко выбрать лучших из лучших. В номинациях «Национальная одежда» и «Хозяйка-рукодельница» победителей определяли по главным критериям: ручная работа и традиционность.
Северная панорама

— Сейчас многие мастерицы изловчились шить на машинках, — комментирует Галина Максимова. — Так, конечно, и быстрее, и аккуратнее, но мы всё-таки отдавали предпочтение ручной работе. И ещё учитывали, использует ли мастерица при изготовлении украшений традиционный материал. В последнее время всё чаще можно встретить современные готовые украшения, причём некоторые любят лепить всего побольше. Но встречаются, к счастью, и мастерицы с хорошим вкусом, работы которых отличаются изысканностью и особой манерой исполнения. Вот таким мы и присудили призовые места.

Итак, первое место в номинации «Национальная одежда» заняла Ольга Куртямова. Второе место в этой же номинации досталось Екатерине Анатольевне Лонгортовой, а третье — ветерану отрасли Екатерине Ивановне Лонгортовой.

В номинации «Хозяйка-рукодельница» первое место присуждено Римме Пырысевой, второе — Ольге Сязи и третье — Аине Талигиной.

В номинации «Хозяин-мастер» победитель определялся по технике изготовления пояса и мужской нарты. Первое место отдано Константину Куртя-мову, второе — Олегу Максарову, третье

— Вячеславу Лонгортову.

Победительниц в номинации «Женская упряжь» выявляли отдельно. Здесь также учитывалось соблюдение традиций. Женская нарта должна состоять из юфти, сыромятной кожи и украшения. В качестве покрытия служит сукно (нуй хор) и шкура (хор). Далее следует суконная накидка с орнаментом. Украшение предпочтительно из замши. Чтобы оленей было слышно издалека, подвешивают колокольчики.

Главный приз за самую красивую и правильную нарту получила Зинаида Пырысева, второе место у Екатерины Озеловой, третье — у Натальи Озеловой.

Нарядные женщины и их яркие упряжи — главное украшение Дня оленевода. С ними фотографируются, ими любуются, а сами мастерицы терпеливо позируют и скромно улыбаются в объектив фотокамеры. В такие часы они готовы побыть звёздами, ведь не зря долгими зимними вечерами они создавали свои творения. Творения, которые достанутся в наследство уже их внучкам.

Тамара Куляева.

Фото Татьяны Паршуковой.

30 марта 2013 года № 13

Северная панорама


Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1940-2020©СЕВЕРНАЯ ПАНОРАМА Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу. Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 72-01224 от 16 марта 2015 г. Индекс 54344.
Click to listen highlighted text!